Если в вашей голове «игра», «работа» и «обучение» — слова из разных сфер жизни и никак не вяжутся вместе, то мы с удовольствием расскажем о игрофикации — горячем тренде в образовании и обучении персонала.
Геймификация — это внедрение игровых элементов в неигровые процессы (работу, инвестирование, обучение и т.д.) В контексте корпоративной жизни игрофикация — мощный инструмент для оперативной подготовки новичков, мотивации, вовлечения и профессионального развития в компании «тертых калачей». О видах, принципах и сферах применения геймификации мы недавно писали в этой статье.
Здесь же подробно рассмотрим основные механики геймификации в обучении и успешные кейсы компаний.
Преимущества использования механик геймификации для обучения
Причины, по которым компании применяют способы геймификации в обучении уже сейчас:
- Автономия обучающегося. Элементы геймификации позволяют сотруднику заниматься в собственном комфортном темпе, избежать давления руководства и самобичевания. Если речь о мобильном приложении, то обучение может проходить где угодно: в лифте, очереди, транспорте.
- Высокая скорость обучения. Игровые механики, геймификация и интерактивные задания эмоционально вовлекают учащегося и позволяют ему освоить программу в максимально сжатые сроки.
- Мотивация. Все методы геймификации в образовании тем или иным способом вознаграждают учащегося. А также пробуждают желание развиваться и изучать, чтобы победить конкурентов. Исследования 2023 года показали, что игрофикация повышает вовлеченность сотрудников в среднем на 48%. Ссылка на исследование здесь.
- Вовлечение. Такие инструменты, как лидерборды, поощрения внутренней валютой и рейтинг среди коллег эффективно вовлекают персонал в процесс обучения и подталкивают стремиться достичь бОльших высот.
- Отношения в коллективе. Командная работа, соревновательный элемент и общие интересы способствуют формированию здоровой и доброжелательной атмосферы. Например, в Raidboss есть инструмент «Спасибо», благодаря которому сотрудники могут благодарить друг друга внутренней валютой.
К слову, геймифицировать можно не только обучение, но и любую деятельность. Подробнее о методе «восьмигранника» рассказали здесь.
Основные механики геймификации
От правильно выбранных и внедренных игровых механик зависит уровень вовлеченности, динамика и опыт, который учащиеся получат от дистанционного обучения. О том, как пошагово встроить геймификацию в бизнес, мы рассказали здесь. Рассмотрим, какие варианты можно включить в образовательный процесс:
Механика достижений и наград
Метод геймификации, когда за прохождение очередного этапа обучения, игрока награждают баллами или внутренней валютой (звезды, кристаллы, монеты, кубки), отлично мотивирует! Количество баллов может варьироваться в зависимости от сложности уровня обучения. Накопленные бонусы, ученик может потратить на покупки в внутрисистемном магазине подарков или обменять на реальные призы, например, сертификаты, подарочные карты.
С помощью нашего телеграм-бота RaidBossBot можно легко и быстро настроить систему достижений и наград обучающихся. И далее только контролировать ее осуществление.
Механика соревнования
Элемент соревнования в обучении создаёт здоровую конкуренцию между коллегами, вдохновляет их на поиски лучших решений и оперативное освоение материала. Учащиеся берут ответственность за себя и свою команду, проявляют инициативу, стремясь попасть на верхние строчки таблицы. Подробнее о том, как сделать конкуренцию в компанию своим союзником, мы писали здесь.
В RaidBoss эта механика геймификации реализована с помощью лидербордов. Наш телеграм-бот самостоятельно ведёт доску почета и списки лидеров по наградам.
Значки и бэйджи
Речь о виртуальных знаках отличия, которыми награждаются учащиеся за определенные достижения в системе. Это могут быть стикеры в виде кубка, звезд или надписи вроде «самый быстрый», «лучший ответ».
Для большего эффекта медаль или значок должен быть виден всем участникам обучения. Во-первых, это мотивирует учащегося продолжать обучение. Во-вторых, вдохновляет коллег действовать, чтобы получить такой же знак отличия.
Механики взаимодействия
Такие способы геймификации, как взаимодействие целых команд или отдельных обучающихся внутри игры, улучшают вовлеченность. Для этого можно организовать совместные задания, ивенты или квизы.
Подобный подход создает благоприятную атмосферу не только внутри игры, но и в реальном коллективе. Кроме того, коллеги обмениваются полезным опытом и знаниями. А если руководство или сотрудники могут поощрять и благодарить друг друга внутренней валютой, мотивация последних возрастает в разы.
Механики прокачки мастерства
Для того чтобы игрок почувствовал свой прогресс, был вовлечен и мотивирован двигаться дальше в геймификацию необходимо внедрить систему рейтинга и игровые уровни. Отлично, если новый этап будет доступен только после прохождения предыдущего. А обучающийся сможет видеть, какой путь прошёл в процентном соотношении.
Некоторые компании привязывают уровни мастерства в корпоративном обучении к системе грейдирования должностей. Новый уровень = новый грейд. Рейтинг же поможет определить, на каком месте в таблице ученик находится, и сколько баллов ему не хватает до достижения цели.
Механика сюжетной линии
Сюжет геймификации должен быть логичным, последовательным, динамическим и увлекательным. Любое обучение может быть представлено в виде квеста по спасению мира от атаки зомби или битвы с инопланетянами в космосе. И, конечно, нужно учитывать контекст обучения и цели, которых руководство хочет достичь с помощью геймификации.
Яркий пример: руководство Burger King заказало разработку тренажера с элементами игры. Приложение имитирует работу ресторана в пиковые часы. Задача игрока быстро перемещаться по виртуальной кухне, залу и подсобке, и выполнять всплывающие задания. Цель: закрепить порядок необходимых действий в часы пик, чтобы не тратить лишнее время на это в реальной работе.
Механики обратной связи
После каждого этапа обучающемуся необходимо знать, как он справился с заданием, получить ценные рекомендации. Обратную связь с сотрудником важно держать для того, чтобы он продолжал прохождение игры и не терял мотивацию.
Одним из эффективных инструментов обратной связи мы считаем микрофидбек. Вовремя сказанные слова одобрения в любой форме, сработают лучше и экологичнее, чем упреки и выволочки. Микрофидбеки — не просто сухое «молодец», это карамелька из похвалы с начинкой из стимула к действию. Например: "Вася, да ты лев! Одним из первых прошел уровень по скоростной сборке чизбургера! Жду, что в понедельник ты похвастаешься коллегам новыми навыками и покажешь класс на практике!
А еще регулярный микрофидбек помогает деликатно скорректировать недочеты сотрудника и пресечь их в зародыше. Так еще на этапе корпоративного обучения перед нами предстанет готовый специалист, а профессиональной аттестации можно будет избежать. О всех видах микрофидбеков мы подробно рассказали в этой статье.
Механики любопытства и случайности
Конкурс, лотерея, викторина добавляют в процесс обучения элемент интриги и некий азарт. Это может быть внезапный розыгрыш небольших призов для учеников, дошедших до определенного этапа обучения. А также генерация случайных заданий, наград или игровых локаций: в общем, всё, что повышает к геймифицированному обучению интерес и заставляет сердца учеников биться быстрее, в ожидании результатов.
Примеры успешного применения геймификации в обучении персонала
Уже более 10 лет компании по всему миру включают приемы геймификации в обучение сотрудников. Они внедряют, тестируют и добиваются крутых результатов. А мы с вами можем бесконечно рассматривать успешные кейсы под лупой, перенимать полезный опыт и использовать его на благо собственных детищ.
Pandora
Крупнейший ювелирный ритейл столкнулся с проблемой низкой вовлеченности персонала в процесс профессионального обучения и неудовлетворительным уровнем знаний продукта. Из-за того что сотрудники работали в разные смены, их невозможно было регулярно собирать вместе для ознакомления с теорией розничных продаж и новыми продуктами. Плюс это отвлекало менеджеров от работы с покупателями в торговом зале.
Компания пыталась внедрить традиционное электронное обучение, но оно оказалось низкоэффективным
Решение: для персонала Pandora разработали геймифицированное мобильное приложение. Объемное обучение разделили на небольшие кусочки в виде уровней интерактивной игры, которая делится на разные по сложности категории. На прохождение каждого этапа уходило не более 5 минут. За выполнение сотрудники получали внутреннюю валюту «звезды». Позже учащиеся могли обменять накопления на подарочные карты, например, в магазин iTunes.
Приложение ежедневно присылало уведомление, приглашая продолжить обучающую игру. Оно стало частью повседневной жизни сотрудников, наравне со скроллингом ленты соцсетей. А также помогло улучшить показатели продаж. В результате более 80% работников успешно завершили обучение. 90% из них в восторге от самого геймифицированного процесса и контента внутри игры.
Mars
Для компания с представительствами и сотрудниками в 80 странах вовлечение, мотивация и обучение команды, разбросанной по миру, было делом непростым. Особенно, если учесть, что любой тренинг нужно было переводить на 15 языков мира.
Решение: мультиязычное обучающее мобильное приложение со встроенными игровыми элементами помогло организовать процесс обучения персонала. Функционал включал в себя мини-уроки, изучить которые сотрудник мог в любое время, даже сидя в автобусе.
Компания внедрила систему вознаграждений. За каждый пройденный этап, обучающийся получал небольшие поощрения в виде подарочных карт Amazon, Netflix, Uber и другие. Таким образом, Mars удалось достичь высоких показателей завершаемости обучения и вовлечь работников по всему миру.
Shell
Энергетическая компания мирового уровня имеет 86000 сотрудников, рассредоточенных в 70 странах мира. Основная задача, которая стояла перед руководством Shell — создать смешанное обучение, которое вовлечет, мотивирует и позволит непрерывно обучать персонал со всех уголков планеты.
Решение: создана новая платформа «Программа маркетингового продвижения», ориентированная на мобильные устройства. Здесь была размещена система адаптации для новичков, обучение для опытных маркетологов и немаркетинговой аудитории. Традиционный объемный курс разделили на динамические, структурированные микро-уроки. Этот способ позволил сотрудникам получать небольшую дозу знаний за раз, легче их усваивать и внедрять в работе.
В качестве мотивации и вовлечения были встроены геймифицированные элементы: лидерборды, вознаграждение внутренней валютой «звезды», которую участники обучения могли обменять на виртуальные и реальные призы (авиабилеты, подарочные карты и сертификаты).
В добровольную программу обучения включилась бОльшая часть сотрудников Shell. 75% из них успешно завершили курс. Прирост знаний персонала составил 30%. Геймифицированные элементы и внутрисистемные вознаграждения полюбились персоналу. А письма с благодарностями до сих пор приходят руководству компании.
McDonald's
Гигант фаст-фуда регулярно набирает новых сотрудников, в основном это студенты и молодые люди, которые рассматривают McDonald's, как подработку. Немногие новички, готовы тратить время на обучение, так как преследуют другие жизненные цели. Задачей руководства было в короткие сроки обучить всех сотрудников, без больших финансовых вливаний. Ну и, конечно, вовлечь работников во внутренние процессы. В этом помогли средства геймификации.
Решение: во всех 3800 ресторанах разместили по 2 установки Nintendo. Специально разработанные игры, учили новичков поэтапному приготовлению фаст-фуда. Какая температура у идеального картофеля фри? Что класть в бургер? Когда пора переворачивать булочку? На эти и сотни других вопросов студенты находили ответы, проходя уровень за уровнем.
В результате, увлечённые молодые люди тренировались в любое свободное время, и выходили на работу подкованными во многих вопросах. Компания сэкономила массу времени на подготовке кадров. А технология геймификации в обучении успешно проявила себя.
Напоследок немного статистики: согласно исследованиям 89% американцев утверждают, что стали счастливее и продуктивнее, когда в рабочие и обучающие процессы руководство внедрило элементы игрофикации. Есть над чем задуматься!