Raidboss — Блог о повышении вовлеченности персонала

Как мотивировать команду на достижение бизнес-целей? Обратите внимание на этот метод

Эксперт по геймификации Ю-Кай Чоу придумал, как геймифицировать любую человеческую деятельность. Свою теорию он назвал Октализ (octalysis = octagon — восьмигранник + analysis — исследование).
Модель предназначена для анализа 8 основных движущих сил человека — базовых стимулов, которые заставляют каждого из нас действовать.

  • Три верхние — «белые» — мотивационные вершины связаны с положительными эмоциями.
  • Три нижние — «черные» — с негативными переживаниями и стрессом.
  • Две средние — серые — не влияют на эмоции.
Посмотрим, что стоит за каждой из вершин и как применять эти рычаги в вашей геймификации.

Три белые вершины

Чувство собственной значимости, миссия

Человек участвует в процессе не для себя, а ради высшей цели, какой-то важной миссии. Любая активность, где люди помогают нуждающимся — мотивирует, потому что человек может почувствовать свою значимость, избранность и принадлежность к большому делу. Например, многие миссии в играх связаны со спасением мира, принцессы, судьбоносным решением, или даже просто помощью главному герою.
Как использовать:
  • Добавить рассказ, который погружает в контекст игры и дает понимание, почему человек должен участвовать в этой деятельности.
  • Создать глобальную миссию по спасению человечества или котиков или сделать акцент на том, что пользователи смогут присоединиться к чему-то уникальному (как это делает компания Apple).
  • Новичкам везет — новым участникам могут выдаваться какие-то весомые бонусы, позволяющие сразу почувствовать свою силу и значимость в игре.
МТС предложила своим клиентам праздничную интерактивную историю про кота, который потерялся и ищет свою хозяйку. Кот путешествует по квартирам, в каждой из которых своя история — например, как он прыгает на ёлку и разбивает игрушку, играет со своей тенью или делает семейное фото с хозяевами квартиры. По пути кот находит подарки. В конце он возвращается к хозяйке, а игрок может получить свои призы: 2 месяца подписки МТС Premium бесплатно, бесплатная подписка на медитации и другие.

Достижение, стремление к лидерству

Каждый человек желает видеть рост и развитие, ощущать, что усилия приносят результат. Здесь важно напоминать, что всё, что ты делаешь — не зря. Подкреплять это можно внешними признаками прогресса: бейджи или новые уровни. Например, приложение фитнес-трекера считает количество шагов и калорий и хвалит тебя, если выполнил цель. В приложениях для изучения языков часто используют таблицы лидеров, где пользователи соревнуются друг с другом. Все приемы, которые помогут отметить достижения человека и сделать так, чтобы он почувствовал признание подойдут.
Как использовать:
  • Очки, бейджи, достижения — виртуальные награды пользователей за действия. Они показывают, что человек овладел каким-то навыком или выполнил сложную задачу. Повышают мотивацию и удовлетворенность выполнением задания. Визуализируют эффективность человека и работают как социальное доказательство: «Он смог!».
  • Прогресс-бары — визуально показывает процент выполнения задачи и сколько еще осталось до конца. Чем ближе пользователь к заветным 100%, тем больше хочется закончить задачу. В соцсетях часто используют такую механику, чтобы мотивировать заполнить больше информации о себе в профиле.
Примеры достижений и прогресс-баров в приложении Duolingo.
  • Квесты — это набор правил и действий, которые нужно выполнить, чтобы пройти игру и получить награду. Квесты могут состоять из простой последовательности действий или из набора задач. Можно создать несколько разных квестов: эпический квест (для основной цели), квест-достижение (задания поменьше с конкретными KPI), мини-квесты — небольшие ежедневные задания и т.д.
  • Виртуальная полка трофеев — это почти то же самое, что и реальная полка с кубками и наградами спортсмена. Человек может собирать все награды в одном месте, любоваться и хвастаться ими, узнавать о том, какие еще награды он может получить. Это стимулирует его действовать дальше и не выходить из игры.
Квесты для детей в приложении Tinkoff Junior.
Кстати, квесты с баллами, призами и рейтингами можно запускать в нашем Telegram-боте, который поддерживает все популярные маханики геймификации.

Самосовершенствование, раскрытие творческого потенциала, наращивание навыков

Принцип задействует наше врожденное желание создавать, предоставляя инструменты и позволяя влиять на окружающую среду через фантазии, чтобы втянуть нас в игровой процесс. Деятельность, где можно что-то строить, создавать с нуля, разрабатывать стратегии позволяет человеку почувствовать себя творцом. Примером здесь может служить игра в конструктор, который помогает реализовать любую мысль, которая только приходит в голову.
Как использовать:
  • Совместные игры, где задействованы другие мотиваторы — социальное влияние, мгновенная обратная связь — лайки, шаринг, комментарии.
  • Предоставить возможность выиграть разными способами: цель + много методологий и инструментов, чтобы выстроить свою стратегию.
  • Развитие навыков.
  • Разблокировка после каждого уровня следующего уровня.
  • Визуализация продвижения.
  • Промежуточные результаты.
  • Бустеры — супер-силы на ограниченный промежуток времени, чтобы эффективнее достичь цели.
  • Цепочки действий и комбинации.
Визуализация уровней для сотрудников отдела продаж компании LiveTex. Помогают сделать рутинные задачи интереснее и мотивировать сотрудников развивать свои профессиональные качества, зарабатывать больше, помогая зарабатывать и самой компании.

Две серые вершины

Чувство владения и накопления, «Я собственник!»

Эта мотивация основана на чувстве обладания чем-либо и, следовательно, желанием улучшить, защитить и умножить это. Например, для коллекционеров имеют большую ценность то, что они собирают: марки, бутылочные крышки, значки. Знания, опыт, аудитории в социальных сетях и.т.д. тоже служат объектами накопления и владения.
Как использовать:
  • Эффект накопления — накопление маленьких достижений, ведущих к большим результатам с течением времени.
  • Квест защитника — в игре есть то, что нужно защищать.
  • Виртуальные товары.
  • Коллекции.
  • Баллы, которые можно обменять на подарки.
  • Персонализация взаимодействия с пользователем: аватар, персонаж-компаньон, подсказки и предпочтения.
К своему дню рождению Кинопоиск запустил игру «Угадай фильм». За правильные ответы игрокам начисляются очки. Которые можно потратить на участие в розыгрыше призов каждую неделю.

Социальное давление, дружба, конкуренция

К этому мотиватору относится всё, что попадает в социальную сферу: потребность в оценке, в близости, в коллективе, желание быть принятым, ведомым или ведущим. Общественное мнение и тренды очень сильно влияют на поведение человека. Например, сейчас есть мода на экологичный образ жизни. Наблюдение за экоблогерами в социальных сетях мотивирует следовать их примеру.

Этот тип мотивации работает по умолчанию: как только мы создаем коллектив, внутри него начинают строиться социальные отношения. Поэтому геймдизайнеру нужно планировать пространство игры так, чтобы побуждать игроков к определенным действиям.

Если нужно, чтобы игроки сражались друг с другом, создаем систему военизированных организаций с вертикальной иерархией, поощряем за битвы. Если цель — совместное творчество, тогда организуем открытое пространство, где легко творить вместе и делиться результатами.
Как использовать:
  • Добавление в друзья.
  • Подарки друг другу.
  • Соревнования, дуэли или бои между отдельными игроками или командами c подарками и трофеями в финале.
  • Кнопка «похвастаться» и специальные значки для соцсетей о достижениях, как бейджи в Duolingo.
  • Возможность показать достижения, не рассказывая о них напрямую. Специальный значок в профиле, который можно получить, только выполнив действительно сложное задание. Дипломы, висящие в кабинете врача. Благодарственное письмо от директора.
  • Бейдж «Хит продаж», подборка товаров на основе выбора других пользователей.
  • «Истории успеха» от пользователей, отзывы, чаты.
В приложении Wikium можно сражаться с другими пользователями, параллельно прокачивая свои навыки. Wikium — это онлайн-платформа для развития внимания, памяти и мышления с помощью когнитивных игр-тренажёров.

Три черных вершины

Каждая из них повышает уровень стресса, а желание от него избавиться становится мотиватором. Три черных метода крайне эффективны, но использовать их нужно осторожно. В долгосрочной перспективе они деморализуют и создают выгорание — участники испытают такие сильные эмоции, что больше не захотят снова попадать в аналогичную ситуацию.

Ограниченность ресурсов, нетерпеливость

Люди стремятся обладать тем, чего у них нет, а еще уникальными и редкими вещами. Билеты на концерты популярных групп раскупаются за считанные минуты, а ограниченные предложения мотивируют делать покупки в магазине. Но не все покупки так уж нужны, поэтому иногда после приобретения наступает разочарование.
Как использовать:
  • Когда тебя дразнят и показывают возможную награду.
  • Динамика встреч — регулярно нужно заходить и делать определенное действие, чтобы получить награду или дополнительные бонусы в определенный период (Новый год, 8 марта).
  • Ограниченное количество раз, которое пользователь может выполнить определенное действие.
  • Напоминание, что конец задания близок: индикатор выполнения, таймер или уведомление.
  • Таймеры обратного отсчета.
  • Ограниченное предложение.
  • Искусственный дефицит.
Команда магазина Madrobots, интернет-магазина экспериментальных гаджетов, придумали, как создать больший ажиотаж вокруг акции на Черную пятницу. В компании предложили скидки на наиболее востребованные девайсы и придумали игру «Электронная очередь». В ней количество друзей и подписчиков позволяет повысить шансы на покупку техники со скидкой.

Тайна, сюрприз, непредсказуемость, любопытство

У человека есть подсознательная потребность узнавать то, что скрыто. Поэтому мы так любим тайны и сюрпризы. Например, «Киндер сюрприз» часто покупаются ради игрушки, а не ради шоколадки. Если заранее знать, что внутри, то это не будет так интересно. Однако, если «сюрприз» не понравится, то и покупать его больше не захочется.
Как использовать:
  • Пасхальные яйца — в контексте игр так называют секретные послания от разработчиков. Отличие пасхального яйца в том, что его содержание не является частью сюжета. Обычно пользователь не знает, что получит и как это получить. Поэтому ему нужно проявить упорство или фантазию, чтобы найти этот секрет.
  • Волшебный сундук — пользователь знает, что заработал подарок, но не знаю что именно получит.
  • Прогрессивная шкала — возможность выиграть от маленького до большого приза.
  • Случайные подарки.
  • Мини-миссии на основном пути.
Сбер Еаптека придумали игру, в которой можно заглянуть в свое будущее. Пользователь выбирает три карты, чтобы получить предсказание. Некоторые рекомендации содержат намеки на продукты аптеки – например, «избегайте головной боли» или «ваш организм должен быть полон энергии». После гадания игроку вручают промокод на скидку.

Избегание негатива, безопасность

Этот поведенческий фактор основан на предотвращении негатива. Например, социальные сети часто вызывают ощущение, что вы пропускаете что-то важное. Постоянный скроллинг ленты снимает тревогу, помогает быть в курсе и не чувствовать себя «обделёнными». Однако, таким путем может выработаться настоящая интернет-зависимость.
Как использовать:
  • Ускользающие возможности — нужно использовать сейчас или потеряешь.
  • Страх потери того, что мы могли бы иметь (FOMO) — игра предлагает увидеть то, что может произойти, если вы выберете определенный путь.
  • Потеря статуса или прогресса при долгом отсутствии — регулярное написание интересных статей на Хабр, чтобы не терять поинты в рейтинге.
  • Социальное неодобрение поведения — дизлайки на YouTube или антирейтинги.
  • Ловушка инвестиций — когда потратили на что-то так много времени, что жалко это потерять. Например, на оформление профиля в соцсети и публикации фотографий.
В Duolingo нужно ежедневно заходить и выполнять задания на день. Тогда можно получать очки опыта и собирать серии. Но если пропустить хотя бы один день, то серия прервется. Восстановить серию можно с помощью заморозки, которая выдается иногда как бонус, либо можно приобрести заморозку в магазине.

Несколько советов, если вы решили внедрить геймификацию

Придумывая геймификацию для вашего бизнеса, не ограничивайтесь только одним стимулом, а применяйте сразу несколько. Также надо учесть, что схема делится на правое полушарие — это факторы мотивации, направленные на творчество и самовыражение (творчество, социальные элементы, непредсказуемость) и левое — на логику и чувство собственности (достижение, обладание, ограниченность ресурсов). Чем чаще и активнее задействованы разобранные механизмы, тем эффективнее будет мотивация.

Если используете одну из «черных вершин», обязательно сбалансируйте её белой «вершиной», чтобы у пользователя не возникало чувства, что ваша геймификация или сервис вызывают только деструктив.

Начинайте планировать геймификацию с ключевых стимулов, которые побуждают человека к действию, а только потом подбирайте под них механики и приемы.

✅ Raidboss — платформа для геймификации рабочих процессов, которая помогает повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников. Нужны детали? Запишитесь на бесплатную консультацию.

Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.

Узнать больше про геймификацию бизнеса можно в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь и превращайте рутину в интересную игру 🎮
Мотивация