Raidboss — Блог о повышении вовлеченности персонала

Что такое геймификация?

Геймификация: виды, принципы, сферы применения

Большое количество однотипных задач приводит к усталости, безразличию и потере мотивации. Результаты работы становятся посредственными. Когда стандартные меры повышения мотивации не работают, на помощь придет процесс геймификации. В статье расскажем, что такое геймификация, её виды и особенности.

Что такое геймификация

Понятие «геймификация» (gamification) — вовлечение и адаптация человека в рабочие процессы с помощью методов, применяемых в играх. Задачи подаются в виде игрового процесса, например, квеста. Или для выполнения обычных задач используют мотивацию присущую играм.
Например, задачи разделяют на различные подзадачи, за их выполнение дают награду. При этом часто присутствует элемент соревнований.
Применение геймификации дает ощущение движения вперед. Яркий пример — приложения обучающие иностранному языку. Пользователь заучивает слова и достигает нового уровня. При этом задача постепенно усложняется: сначала он изучает 10 слов, потом 100, после 1000 и больше.
Как правило, выгорание и отсутствие мотивации возникает тогда, когда человеку кажется, что он стоит на месте, даже если это не так. Он не замечает, что уже научился выполнять сложные задачи или достиг больших успехов. Геймификация не только показывает прогресс, но и помогает установить следующую цель-уровень, к которому нужно стремиться.
Еще выгорание может возникнуть от недооценки заслуг. Здесь тоже поможет геймификация. Фото и результаты лучших работников можно разместить на виртуальную доску почета. Возможность наградить друг друга баллами покажет благодарность коллег. Еженедельные дайджесты успеха продемонстрируют тех, кто добился выдающихся результатов.

Виды геймификации

Кевин Вербах, автор книги про геймификацию «Вовлекай и властвуй», выделяет 3 ключевых вида игрового вовлечения:
  1. Внутреннее.
  2. Внешнее.
  3. Меняющее поведение.
Внутреннее вовлечение ориентируется на сотрудников компании. Позволяет достигать целей, поставленных руководством, повышать командный дух и эффективность как всей команды, так и отдельных работников. Внутренняя геймификация основана на принципах единства и взаимодействия.
Внешнее вовлечение используется для взаимодействия с возможными клиентами или потребителями. Суть в том, чтобы вовлечь пользователя в игру, где он получит приятные эмоции и по итогу сделает заказ или станет более лояльным к бренду.
Вовлечение, меняющее поведение, заключается в формировании новых привычек у пользователей. К примеру многие фитнес-приложения позволяют подсчитывать пройденные шаги и километры и публиковать их в соц. сети. Устанавливается цель — например, 10 000 шагов в день. И пользователь не просто старается достичь этой цифры, но и превзойти её. Геймификация, меняющая поведение, может применяться для саморазвития, финансов, личных отношений.
Для достижения целей в статьях о геймификации предлагают использовать разные игровые механики:
  • Взаимодействие. Перед игроками ставится общая цель. Поэтому им придется взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть результата. Это наиболее оптимальный вариант улучшить отношение в группе.
  • Задания (квесты). Могут быть как персональными, так и общими.
  • Соревнование. Составление рейтинга лучших или самых быстрых «игроков». Одни победят, другие будут больше стараться в следующий раз.
  • Эстафета. Участники должны поэтапно вступать в игру.
  • Вознаграждение. При достижении нужного результата или за выполнение задач игроки получают награды согласно вложенным усилиям.
  • Состояние победы. Игрок почувствует себя лидером и постарается в дальнейшем сохранить свое первенство.
  • Шанс. Добавляется случайный элемент, что повышает любопытство у игроков.
  • Накопление ресурсов и сделки. Игроки могут накапливать и получать полезные предметы, а после проводить обмен между друг другом.
  • Обратная связь. Виртуальные награды и слова благодарности от руководителя не стоят денег, но могут здорово мотивировать и показать сотруднику, что он проделал качественную работу. В цифровых продуктах крайне важно собирать обратную связь об удобстве использования — её сбор тоже можно геймифицировать.
  • Магазин. Накопленную валюту можно потратить на корпоративный мерч, сертификаты, пиццу и другие полезные или приятные вещи.
В качестве игровых элементов геймификации могут выступать разнообразные рейтинги и уровни, которые обеспечат дух соперничества. Дополнительно можно вводить баллы, значки, ачивки и другие виртуальные награды. Внутренняя валюта может быть как наградой, так и средством обмена в корпоративном магазине.

Принципы геймификации

Варианты и форматы геймификации ничем не ограничиваются, кроме возможностей компании и фантазии организатора. Несмотря на огромное разнообразие геймификации, процесс базируется на нескольких ключевых принципах.

Мотивация

Без этого принципа невозможно включить сотрудников в геймификацию. Ведь у них должна быть мотивация для взаимодействия друг с другом и выполнения заданий.
Для мотивации геймификации можно использовать любые удобные поощрения. Они могут быть банальными, как например, премия или дополнительный выходной, а также креативными и завлекающими. К примеру, в конце рабочего дня победившая команда выбирает одно из двух поощрений: вечер пиццы и видеоигр на всю команду или корпоративные толстовки.
Для внешней среды выбирают другие виды мотивации: бесплатные промо-продукты, скидки или бонусы, дополнительные услуги.

Вознаграждение

Результатом геймификации будет вознаграждение. При этом важно, чтобы оно соответствовало видению, стремлению и мотивации пользователей или сотрудников, на которых направлена геймификация.
Стоит отметить, что денежная мотивация не самая надёжная. Социальный психолог Фредерик Герцберга провел исследование и пришел к выводу, что при наличии только материальной мотивации сотрудники теряют связь с бизнесом и легко меняют работу.

Статус

Найти свое место в социуме — одна из ключевых потребностей человека. Рейтинги и статусы позволяют наглядно этого добиться. К примеру, на Habr статус автора показывает уважение сообщества. При этом он может меняться в зависимости от действий или бездействия. Чем выше статус пользователя, тем больше возможностей.
Порой это более успешная мотивация, чем денежная. Эффект от прибавки к зарплате длится месяца три, а хорошая должность может греть душу многие годы. Для многих сотрудников важно, чтобы начальство увидело и признало их профессионализм, навыки и пользу.

Открытия и поощрения

Важно постоянно подогревать интерес сотрудников. Дополнительные уровни, новый контент и возможность получить больше похвалы и особых бонусов вызывает любопытство и желание дойти до результата.

Чем полезна геймификация

Плюсы геймификации помогают вовлечь коллектив в игровой процесс и достичь следующих результатов:
  1. Улучшить профессиональные навыки сотрудников.
  2. Эмоциональная поддержка коллектива.
  3. Увеличить уровень сотрудничества в команде и эффективность общения между коллегами.
  4. Изменить поведение.
  5. Повысить KPI.
Внешняя геймификация тоже показывает хорошие результаты. Повышает узнаваемость бренда и лояльность к нему, улучшает взаимодействия с потенциальными клиентами и помогает получать обратную связь. Еще геймификация помогает в продажах и привлекает внимание клиентов к продукции, улучшает репутацию компании.
Помимо этого, методы геймификации помогают привить полезные привычки. Это можно успешно использовать для развития навыков ЗОЖ: правильного питания, отказа от курения, заботы об окружающей среде.
Если вы уже прониклись геймификацией, предлагаем начать её внедрять с Телеграма. Узнайте больше о нашем Telegram-боте, который поддерживает популярные механики геймификации.

Минусы геймификации

Программа геймификации может потребовать подхода как к проекту со своим руководителем и командой.
  1. Ее нужно регулярно обновлять, чтобы она не надоела участникам.
  2. Она требует существенных финансовых вложений.
  3. Необходимо все тщательно продумать, а это займёт время.
Также нужно быть осторожным и следить, чтобы геймификация не привела к обратному эффекту. К примеру, если в коллективе не совсем здоровая атмосфера, то вместо подъема командного духа можно получить вражду между сотрудниками в битве за первое место. И вместо работы на общий результат, сотрудники начнут вставлять «палки в колеса» друг другу.

Где используют геймификацию и почему она популярна

Поколение Z (рожденные с 1997 по 2012 гг.) выросло на играх и квестах. Они не признают слово «должен» или «обязан». Поэтому мотивировать их кнутом и пряником, как это делалось раньше — бесполезно.
Для них прост и понятен игровой процесс. Они «по привычке» готовы проходить «квесты» и зарабатывать «уровни», соперничая друг с другом. Поэтому использование геймификации для поколения Z необходимо.
Более старшее поколение также с удовольствием подключается к игровым механикам, для них это в новинку и вызывает интерес. Простота и азарт повышают вовлеченность в процессы. Геймификация подходит всем и применяется во многих областях деятельности человека.

Геймификация в образовании

Изначально все образование строится на геймификации — получение оценок за правильные или неправильные ответы. При этом уровень постепенно растет: в школе темы уроков становятся сложнее, как и контрольные, в ВУЗах добавляются курсовые, зачеты и экзамены. Главный «босс» — выпускные экзамены и дипломная работа.
Однако, это уже стандартный процесс, который не вызывает ажиотажа. Поэтому стоит добавить «изюминку». К примеру, задействовать игрового персонажа, которого сотрудник будет прокачивать за счет оценок по мере обучения. Как результат, обучение станет вовлекающим и интерактивным, вызовет интерес к процессу.

Геймификация в менеджменте

Геймификация способна создать смысл и значимость работы для сотрудника, благодаря чему он получает мотивацию выполнять свои задачи.
К примеру, разработчики социальной сети Одноклассники стали хуже следить за качеством кода. Потребовалось внедрить геймификацию, чтобы повысить качество разработки. Создали платформу с механиками, где можно прокачивать навыки, видеть прогресс, соревноваться или работать в команде. 25% участников исправили 50% ошибок за 5 дней.

Геймификация в маркетинге

Игровые механики в маркетинговых коммуникациях помогут в продвижении и развитии бренда. Маркетологи постоянно ищут новые способы вовлечения клиентов с помощью различных форматов игр. Это помогает:
  • Укрепить лояльность клиентов.
  • Повысить интерес к бренду.
  • Собирать данные о клиентах.
Примеров использования геймификации в маркетинге достаточно много.
Например, сервис доставки продуктов Яндекс Лавка решил замотивировать пользователей заказывать товары чаще, а заодно сформировать привычку заходить в Лавку и делать заказы там. Для этого в приложение добавили Персональные цели — это специальные задания разного уровня сложности, которые появляются случайным образом после совершения заказов. За выполнение зданий пользователи получают вознаграждение в виде скидок, промокодов или подарков. Процесс отражается на прогресс-баре. Задачи имеют ограничения по времени — 5 дней.
Сервис СБЕР ЕАПТЕКА привлёк клиентов на свой сайт с помощью геймификации.

  • Сыграть в Таро, открыть три карты и заглянуть в свое будущее. В результате давали рекомендации, как лучше себя вести с намёком на применение лекарств: «избегайте головной боли» или «ваш организм должен быть полон энергии».
  • Помочь лешему, упырю и жар-птице и другим героям славянских сказок выздороветь. Для этого давался анамнез и вопросы с вариантами ответов о том, какие лекарства стоит принять. По количеству правильных ответов игроку присваивается звание лекаря: начинающего, среднего или целителя.
  • Сыграть в Мемо, где нужно находить две одинаковых карты. После прохождения всех уровней участник попадал на экран с тремя вариантами скидок на покупки в Сбер Аптека.
  • Попробовать аналог Тиндера, где вместо партнёра вам предлагаются в качестве пары различные витамины. Игра помогает знакомить с ассортиментом аптеки.

Во все игры сыграли десятки тысяч пользователей, более 80% респондентов среди тех, кто играл в игры Аптеки признались, что им очень понравилось.
Больше примеров геймификации в маркетинге показали в статье: «10 примеров геймификации».

Геймификация в бизнесе

Поможет укрепить репутацию компании и сформировать у клиента привычку обращаться именно к вам. Яркий пример — OZON. Маркетплейс разработал программу лояльности, в рамках которой пользователи могут набирать баллы, оставляя отзывы или делая заказы на определенные категории товаров.
Пользователи получают дополнительную скидку в обмен на баллы, а маркетплейс — дальнейшее развитие. Ведь чем больше отзывов, тем выше доверие к площадке и больше продаж. В результате, прибыль увеличивается как у продавцов, так и у OZON.

Социальная геймификация

Некоторые компании участвуют в благотворительных акциях или организуют их сами. Для них важно сплотить общество ради благих целей. Поэтому бизнес используют геймификацию как мотивацию к помощи по важным направлениям: экология, защита животных.
Игра помогает донести ценности компании и вовлечь людей в благотворительность. Например, Мяу-мили, запущенные Тинькофф совместно с Фондом помощи животным «Рэй». Банк продвигает свою пластиковую карту S7 Airlines, а Фонд организует помощь для животных. Пользователи должны были каждый день заходить в игру и отвечать на вопросы. За это им начислялись бонусные мили на счет. От всей суммы заработанных пользователями миль банк направил 5% в фонд помощи. Также игроки могли отказаться от заработанного в пользу благотворительного фонда. В результате было собрано 10 млн. миль, из которых 320 тыс. пожертвовали на помощь животным.

Ошибки при внедрении геймификации, которых следует избегать

Игровой подход не всегда уместен. Несмотря на широкую область применения геймификации, есть ниши, в которых он приведет к отрицательному результату. Например, серьезные сегменты, такие как IT-безопасность, где пользователям важна сохранность их персональных данных, а геймификация может сформировать образ некоторой легкомысленности.
Какие ещё ошибки приведут к негативным последствиям.

Плохое понимание целей, аудитории и ниши

Клиенты из B2b-сферы совершенно не нуждается в геймификации, напротив, она снижает продажи. Это связано с тем, что в этом сегменте ориентируются на то, что человек уже знает, чего хочет и представляет результат. Отвлекающие маневры будут только раздражать.
Решение. Проведите полный анализ целей, аудитории и ниши. Геймификация должна быть разработана с учетом предпочтений, мотивации и потребностей целевой аудитории.

Игнорируются желания клиента и навязывается игра

Выбранный способ геймификации должен приносить удовольствие, радость и азарт. Если клиент не хочет играть, то не стоит ее ему навязывать. Например, вы предлагаете пройти тест с множеством вопросов, отвечать на которые у пользователя нет времени. Так он просто уйдет с сайта, ведь ему нужно быстро узнать стандартную цену.
Решение. Дайте право голоса пользователю. Например, добавьте кнопку: «Пропустить».

Плохой баланс

Создать интересную «игру» — настоящее искусство. На её эффективность может повлиять многое:
  • Слишком длинная.
  • Однообразные механики.
  • Слишком простые или сложные задания.
  • Игровые задачи не относятся к работе сотрудника или не несут никакой пользы клиенту.
  • Слишком сложные правила.
Если не продумать каждый шаг, результат будет одинаковый — пользователям станет скучно и они бросят игру.
Решение. Помните о цели. Обычно это повышение эффективности, привлечение внимания или мотивация на определенные действия. Сделайте так, чтобы пользователю было интересно выполнить задуманную вами цель, не уводите его в сторону. В то же время не поленитесь и сделайте игру достаточно разнообразной, чтобы пользователь не заскучал.

Геймификация — «глоток воздуха», повышающий заинтересованность и мотивацию. Если вы хотите понять, как сделать классную геймификацию в вашей компании, подпишитесь на наш блог в Телеграм. Там мы рассказываем больше фишек и кейсов.
Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.
Уже решили геймифицировать свои бизнес-процессы? Пишите нам сюда.
HR Обучение Маркетинг