Raidboss — Блог о повышении вовлеченности персонала

Геймификация в социальных сетях

Геймификация в социальных сетях

Многие из нас любят игры, соревнования и лотереи — они разжигают чувство азарта и радость победы. И этим довольно умело пользуются маркетологи, продвигая свои товары и услуги через социальные сети. «Играя» с целевой аудиторией, они привязывают приятные эмоции человека к продукту, незаметно укрепляют его лояльность и увеличивают продажи.
Если вы когда-нибудь делали репосты у себя в аккаунте, оставляли комментарии, голосовали в сториз или отвечали на вопросы чат-бота и получали за это бонусы, значит, технологии геймификации в соцсетях вам уже знакомы.
Давайте разберем подробнее, что же такое геймификация и какие техники помогут вам запустить свою первую игру и не ошибиться.

Что такое геймификация?

Геймификация (от английского слова «game» — игра) — это процесс внедрения игровых элементов в неигровые процессы: работу, учебу, повседневную рутину. Мы не заменяем рабочие задачи или изучение нового предмета в игру, но мотивируем себя и других с помощью игровых механик: отмечаем прогресс на лидерборде, получаем баллы или монеты за выполненные задачи, рисуем игровую карту вместо скучной папки с документацией и т.д.
В маркетинге геймификация играет ту же роль — помогает наладить коммуникацию с клиентами и повысить вовлеченность с помощью игровых механик. Социальные сети в этом случае — удобная площадка, которая помогает бесплатно запустить и протестировать разные инструменты геймификации.
Каких целей помогает достичь геймификация в соцсетях?
  • Рассказать о своем бренде и повысить узнаваемость. На площадках даже небольшие компании могут привлекать подписчиков с помощью конкурсов и другого вирусного контента. Иногда достаточно одной креативной идеи, чтобы о вас заговорил весь город или целая страна.
  • Привлечь лидов. В соцсетях можно разыгрывать товары и услуги, проводить челленджи для аудитории, дарить скидки и бонусы за активность. Все это положительно влияет на продажи.
  • Повысить лояльность. В мире высокой конкуренции уже не достаточно просто производить хорошие продукты — важно выстраивать привязанность и создавать приятные ассоциации с брендом. Геймификация хорошо с этим справляется.
  • Справиться с баннерной слепотой. Обычная реклама часто вызывает раздражение или вообще не замечается людьми в потоке новостной ленты. Игровые механики еще не успели приесться аудитории и вызывают положительные эмоции.

Использование геймификации в ВК, Телеграм, WhatsApp

Конкурсы

Главная цель конкурсов — повысить охваты и увеличить вовлеченность подписчиков в активности канала или группы. Для участия в конкурсе обычно нужно выполнить задание: нарисовать картинку или сгенерировать ее в нейросети, снять видео, сделать фото и т.д., а затем выложить это в группу или в своем аккаунте под специальным хэштегом. Победителя выбирают путем голосования или с помощью жюри.
Например, «ВКонтакте с авторами» перед Новым годом запустили творческий конкурс, где нужно было использовать дракона в своем посте неожиданным образом и опубликовать его у себя в сообществах под хэштегом.
А магазин товаров для строительства Леруа Мерлен с помощью конкурса решил помочь своей аудитории сделать свой дом еще лучше. Участники конкурса писали в комментариях, что хотели бы улучшить в своем интерьере. Из них организаторы выбрали трех победителей, которые получили 3000 рублей на покупки в магазине.
Российская нейросеть «Шедеврум» тоже провела оригинальный конкурс — для участия нужно было сгенерировать картинку с пельменями, которых не хватает нашему миру, и опубликовать под хэштегом.
На этих примерах мы видим, что даже с помощью простых игровых механик можно сделать креативные конкурсы, которые завирусятся в сети.

Розыгрыши

Розыгрыши отличаются от конкурсов тем, что в них участники не соревнуются между собой. Победителя выбирают случайным образом с помощью программы или чат-бота. Условия также зависят от ценности приза. Например, «Почта России» разыгрывала в своем Телеграм-канале детские научные комиксы. Для участия нужно было всего лишь нажать кнопку «Участвую». Победителей выбрали случайным образом с помощью чат-бота.
Условия посложнее были у авиакомпании «Победа» — для участия нужно было пригласить в канал бренда 11 человек. Но и приз был достоин усилий — победители получили бесплатные билеты туда-обратно в любом направлении по всей России.

Тесты

Тесты тоже помогают повысить вовлеченность и охваты постов в канале или группе. Часто их используют онлайн-школы, сервисы для просмотра сериалов и кино.
Многие языковые школы регулярно публикуют тесты для самопроверки. Призы за такое редко дают, но здесь у подписчиков изначально высокая мотивация — проверить себя и получить обратную связь от преподавателей.
А у образовательного медиа «Мел» есть даже отдельное Телеграм-сообщество с тестами на проверку своих знаний. Там можно пройти викторины по литературе, физике, математике и другим предметам, а в комментариях обсудить вопросы и поделиться результатами. Такой формат хорошо подойдет для книжных магазинов, кинотеатров и сообществ по интересам.

Опросы

Помогут собрать обратную связь и лучше узнать своих подписчиков — еще один полезный источник в копилку для аналитиков.
Продуктовый магазин «ВкусВилл» часто спрашивает подписчиков о качестве товаров и пожеланиях по ассортименту. Такие посты собирают большие охваты и много комментариев, а еще бесценный материал для улучшений.
Но не всегда опросы могут быть серьезными. Например, иногда достаточно сделать голосование противоположностей. Чай или кофе, дыня или арбуз, сладкое или соленое — такие вопросы обязательно соберут долгие дискуссии под постом.

Игры

Игры в соцсетях не хуже привлекают внимание подписчиков и помогают поднять уровень вовлеченности. Это может быть легкая головоломка на 1-2 минуты как у Гроспирона или, например, карьерное бинго. Главное условие — игра должна быть легкой, понятной и визуально выделяться среди контента в общей ленте. Такие игры помогают быстро собрать много комментариев и сохранений.

Квесты

Квест — это коллективная игра, где пользователи выполняют ряд заданий. Призом может быть товар, услуга бренда или благодарность и попадание в рейтинг лучших подписчиков.
Например, онлайн-школа рисования Kalacheva School провела образовательный челлендж с подарками. Участники всю неделю изучали уроки и выполняли творческие задания, которые школа выкладывала в своем Телеграм-канале, а по итогам лучшие участники получили творческие наборы.

Челленджи

С английского челлендж переводится как «вызов» или «сложная задача». Именно это и предлагается участникам: выйти из зоны комфорта и сделать что-то необычное. Челленджи сейчас особенно популярны среди подростков, но запустить их можно на любую аудиторию, если правильно ее зацепить. Так магазин бусин «Кафебижу» предложил подписчикам необычное задание — получить как можно более длинный чек. Такой челлендж хорошо разогревает дух соперничества и, конечно, продажи в магазинах.
А в некоторых челленджах необязательно привлекать подписчиков. Альфа-Банк совместно с командой сами сделали большую ледяную открытку на фестивале и выложили ее в соцсети. Пост набрал неоднозначные комментарии — кто-то восхитился, а кто-то воспринял активность с сарказмом. В любом случае, банк от этого только выиграл, собрав большое количество реакций.

Шаги по внедрению геймификации в соцсети

Шаг 1. Определиться с целями

На какие именно показатели вы хотите повлиять с помощью элементов геймификации? Ответ на этот вопрос поможет направить активности в нужное русло. Конкурсы хорошо повышают охваты и количество подписчиков. Игры, вопросы и викторины — вовлеченность. Челленджи тоже помогают повысить охваты: участники выкладывают видео и фото с выполненными заданиями, которые быстро вирусятся в соцсетях.

Шаг 2. Выбрать площадку

У каждой соцсети есть свои особенности и тренды. Например, во ВКонтакте часто проводят мини-викторины и опросы в сториз, а также конкурсы, в которых нужно сделать репост и оставить комментарий под постом с розыгрышем. Еще в ВК популярны фирменные стикеры от брендов, которые можно раздавать пользователям за активности.
В Telegram тоже можно сделать квизы и викторины в чат-ботах, конкурсы внутри каналов и постепенно набирают популярность сториз — функция, которая появилась в мессенджере недавно. Те же активности можно проводить и в WhatsApp.

Шаг 3. Выбрать интересную тему

Люди заходят в соцсети, чтобы отдохнуть, поэтому чем проще будет игра, тем лучше. Не создавайте сложных правил и механик, но придумайте интересную идею и разработайте хороший визуал, который привлечет внимание.
Если ваш бренд связан со спортом, здоровым образом жизни или обучением, подписчикам хорошо подойдут длинные челленджи, конкурсы и квесты. Предложите пройти недельный челлендж по саморазвитию или конкурс на лучшее фото с тренировки.
Для творческих подписчиков можно устроить челлендж «1 день — 1 новый рисунок/песня/стих» — когда каждый день организаторы дают новую тему или технику, а участники рисуют и сочиняют, выкладывая работы в соцсетях под хэштегами компании.
Для покупателей продуктового магазина можно запустить конкурс с необычными блюдами из продуктов с прилавка.

Шаг 4. Запустить активность

Перед запуском убедитесь, что правила игровой активности описаны понятно и доступно для всех участников, в них не должно быть неопределенности и спорных моментов. И не забывайте о новых поправках в законе «О рекламе», согласно которым юридические физические лица обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещениях в Роскомнадзор. В идеале стоит согласовать все тексты и визуал с юристами, чтобы избежать неприятных ситуаций.
А после начала активности важно модерировать сам процесс: следить за комментариями и ответами, проходить по хэштегам, отвечать на вопросы и поддерживать участников. И обязательно вовремя подвести итоги розыгрыша или, если что-то пошло не так, заранее предупредить о том, что время переносится.

Шаг 5. Проанализировать результаты

Посчитайте, достигли ли вы нужных показателей в цифрах — насколько много новых подписчиков к вам пришло, какие охваты собрал пост или сториз и как это повлияло на вовлеченность,

Тренды геймификации

№1 Интерактивность

Людям уже не интересно быть просто зрителями — они хотят участвовать в жизни бренда, влиять на него, давать обратную связь и общаться с другими пользователями. В геймификации для этого есть квизы, голосования и опросы. Эти техники помогают не только вовлечь целевую аудиторию, но и собрать как можно больше данных о ваших клиентах.

№2 Персонализация

Сегментация аудитории и персонализированные предложения — тренд последних лет и в интернет-маркетинге, и в геймификации. Дайте почувствовать клиентам, что вы создали продукт или игру именно под его запросы. Настройте динамическую подстановку имени, персональные квизы по интересам и систему бонусов для каждого сегмента.

№3 Многоканальность

Используйте возможности каждой из соцсетей и мессенджеров, чтобы охватить как можно больше потенциальных пользователей.

№4 Продвижение через блогеров

Сейчас люди больше доверяют инфлюенсерам, чем рекламе. Попробуйте найти блогеров с аудиторией, близкой к вашей, и предложите им вместе организовать опрос, квиз или интерактивную игру. Кстати, для этого не всегда нужны большие бюджеты — для начала можно обратиться к нишевым инфлюенсерам с аудиторией до 10 тысяч человек. Стоимость интеграций с ними намного ниже, но аудитория чаще доверяет им даже больше, чем блогерам-миллионникам.

№5 Продуманный дизайн

Подумайте, как вы сможете зацепить взгляд пользователей в потоке новостной ленты. Для этого вам понадобится яркий и запоминающийся визуал, который отвлечет от повседневности. Сейчас особенно популярны видео, анимации, музыкальное сопровождение и эффект присутствия.

Основные ошибки использования геймификации

Бывает, что вы придумали идеальный план геймификации, но что-то пошло не так — мало участников, низкая активность, неоправданные ожидания и слитый бюджет. Почему так может произойти? Пройдемся по основным причинам.
  • Плохо сформулированные цели. Не стоит проводить игру просто ради игры или потому что конкуренты их запускают. Важно заранее понять, какие метрики вы планируете поднять с помощью геймификации, и какую пользу это принесет бренду. Например, вы запускаете новый продукт и хотите рассказать о нем в игровой форме. Главной целью здесь будет собрать как можно больше переходов из соцсетей на целевую страницу с продуктом и увеличить количество лидов. А вот «просто поднять активность в группе» — уже не маркетинговая цель, так как здесь нет целевого действия.
  • Неудачно подобранные призы и бонусы. Подарки — главная мотивация для активности аудитории. Важно сохранить баланс между усилиями и вознаграждением. Если вы требуете слишком много действий ради небольшого бонуса или, наоборот, подарок или бонус слишком легко получить любому, азарт и чувство игры пропадают.
  • Проблемы с получением приза. Многие организаторы не учитывают, сможет ли победитель получить подарок или воспользоваться бонусами. Например, он может жить в регионе, где нет вашего магазина, или он не успеет потратить бонусы до окончания акции. Перед запуском пропишите, какие именно регионы могут принять участие, сколько по времени действуют бонусы, кто будет оплачивать доставку и нужно ли платить налоги, если подарок ценный. Обычно все нюансы заранее прописывают и добавляют к посту в разделе «Условия розыгрыша».
  • Слишком большая конкуренция и соперничество. Соревнования между участниками иногда могут стать напряженными и неприятными. Часто такие ситуации происходят в конкурсах с дорогими подарками, где нужно выбрать победителя с помощью голосов аудитории. Участники могут начать накручивать голоса, а победителем в итоге становится не лучший, а более хитрый. Это может привести к конфликтам и неприятному осадку у тех, кто действительно выложился на все 100. Иногда вместо одного дорогого подарка лучше предложить много небольших, а вместо соперничества между участниками выбрать победу на удачу или с выбором независимого жюри.
  • Разовые активности вместо системного подхода. Одного конкурса или викторины бывает недостаточно, чтобы охватить всю аудиторию и достичь нужных показателей. Продумайте сразу несколько игровых форматов для разных соцсетей, разные инфоповоды и целевую аудиторию. Если люди будут знать, что акции будут регулярными, они станут охотнее следить за вашими соцсетями.
В статье мы разобрали основные техники геймификации, которые можно реализовать в соцсетях. Это самый простой и бюджетный способ освежить общение с аудиторией и повысить показатели без назойливых рекламных баннеров.

✅ Raidboss — платформа для геймификации рабочих процессов, которая помогает повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников. Готовы внедрить геймификацию у себя? Запишитесь на бесплатную консультацию.

Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.

Узнать больше про геймификацию бизнеса можно в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь и превращайте рутину в интересную игру 🎮
Маркетинг Кейсы