Геймификация бизнес-процессов и маркетинга компании помогает решать множество задач: повышать мотивацию, эффективнее обучать персонал, вовлекать клиентов во взаимодействие с брендом. Из этой статьи вы узнаете о том, как работают игровые практики в бизнесе.
Что такое геймификация для бизнеса?
Знаменитый нидерландский философ Йохан Хейзинга утверждал, что: «Игра — это мощный источник энергии. Она дает нам ощущение радостного подъема и позволяет снять напряжение». Благодаря игре человек испытывает яркие эмоции. И этим можно пользоваться, чтобы достигнуть своих целей. В бизнесе — это получение прибыли.
Игровые механики можно использовать как со стороны клиента, так и со стороны сотрудников компании. Правильное внедрение геймификации в результате повлияет на:
- продуктивность сотрудников;
- атмосферу в коллективе;
- интерес аудитории к вашим продуктам.
Идея внедрения геймификации в бизнес-процессы появилось достаточно давно. Но пик популярности использования игровых механик наблюдается сегодня. Все дело в современных инструментах. Благодаря повсеместному использованию компьютеров, телефонов и искусственному интеллекту внедрение геймификации в бизнесе становится все более быстрым и эффективным.
Интерес к игровым механикам в бизнесе и повседневной жизни возник в связи с тем, что нынешняя молодежь с детства играла в видеоигры. Им привычна соревновательная составляющая, поощрительные методики, улучшение статуса и другие подобные процессы. Они не прочь, чтобы такие практики появились на работе, во время посещения магазинов, спортивных залов или развлекательных комплексов.
Как работает геймификация?
Геймификация – это процесс, базирующийся на внутренней мотивации: желании быть лидером, признании его заслуг, любопытства. По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, пиком желаний человека является потребность к самореализации. И каждый индивид стремится к достижению этой цели, даже не осознавая этого. Раньше такую потребность утоляли с помощью досок почета. Куда помещали фотографии передовиков производства. Сегодня их заменили информационными лидербордами. То есть, теми же досками почета, но доступными с помощью компьютеров или смартфонов через интернет.
В бизнесе существует несколько видов геймификации:
Специалисты по внедрению геймификации в бизнес считают, что нельзя все превращать в игру. Но важно взять отдельные и эффективные элементы, позволяющие достигнуть нужного результата. Выбор игровых инструментов зависит от цели и ситуации. В некоторых случаях достаточно создать электронную доску почета и внедрить балльную систему для оценки качества вовлеченности персонала в процесс. В других случаях без полноценной игровой платформы добиться решения поставленных задач не получится.
Зачем нужна геймификация?
Споры об эффективности геймификации бизнес-процессов все еще ведутся. Некоторые эксперты считают, что если людям не нужен продукт, то вызвать желание его купить невозможно, даже используя современные инструменты геймификации. Но вы всегда можете внедрить простые игровые механики в качестве пробного проекта и понять, подходят они для решения конкретных задач или нет.
Грамотный выбор игровых механик поможет:
- Увеличить узнаваемость бренда. Оживите взаимодействие со своими потенциальными клиентами. Геймификация отлично подходит для цифровых продуктов. Например, можно сделать регистрацию на сайте с элементами игры или во время ожидания ответа поддержки можно предложить мини-игру пользователям. Это поможет подогреть интерес у аудитории.
- Познакомить клиентов с новым товаром или услугой. При должном подходе игрой можно объяснить все что угодно. Если вы хотите, чтобы ваша реклама была увидена, воспользуйтесь игровыми элементами. Они помогут познакомить пользователей с новыми продуктами. Сегодня для этого в интернете имеется множество возможностей.
- Повысить средний чек. Большие возможности открывают игровые механики для создания желания у клиентов больше пользоваться услугами и товарами компании. Например, онлайн-школы стимулируют продажи с помощью «интеллектуального подбора курсов по интересам». Пройдя такой бесплатный тест, клиент захочет купить подобранный искусственным интеллектом курс и пройти его.
- Собирать контактные данных клиентов или будущих сотрудников компании. Внедряя геймификацию, можно повысить количество оставленных пользовательских данных: номера телефона, профили потенциальных клиентов, адреса email и т. п.
- Создать новую точку взаимодействия с внешней аудиторией. Сегодня можно быть на связи со своими пользователями или покупателями с помощью офиса, сайта, социальной сети, колл-центра и других вариантов взаимодействий. Игровая платформа, реализуемая для полноценной геймификации, станет еще одной точкой взаимодействия.
Стоит отметить, что геймификацию можно использовать для улучшения внутренних процессов практически в любых компаниях, внедряя в различные процессы: продажи, обучение и найм сотрудников, улучшения микроклимата в коллективе, построении корпоративной культуры. В больших корпорациях игровые механики используют для лучшего взаимодействия между подразделениями и для продвижения своих продуктов. Вот примеры геймификации в компаниях в HR-процессах.
- Повысить эффективность процессов в компании. Геймификация широко используется для мотивации и стимулирования персонала. Игры и конкурсы, направленные на генерацию новых идей, повышение производительности и укрепление командного духа становятся широко востребованным как во всем мире, так и в нашей стране.
- Сделать обучение сотрудников более продуктивным и интересным. Давно известно, что изучить новые технологии и внедрить их в компании легче, если в процесс освоения внести игровые механики. Сегодня все больше предприятий предлагают своим клиентам обучающие программы, включающие компьютерные симуляторы, VR- и AR-реальность. А любой онлайн-курс сопровождается наградами за достижения и показателями прогресса.
- Построить корпоративную культуру. Метод кнута и пряника плохо справляется с мотивацией. Он лишает большинство сотрудников инициативы и провоцирует стремление избежать «наказания» и неодобрения со стороны руководства, вместо того, чтобы мотивировать добиваться результатов. Геймификация поможет наладить корпоративную культуру. С помощью квеста можно рассказать о ценностях и миссии, а возможность поблагодарить коллегу с применением игровой валюты улучшит отношения.
Читайте по теме: «Рассказываем, как геймификация применяется в HR и показываем примеры».
Примеры применения геймификации
Пример №1. Как банк Тинькофф увеличил активность пользователей карты Tinkoff All Airlines
Отличный кейс по внедрению геймификации в бизнес-процессы продемонстрировал Банк Тинькофф. Чтобы увеличить активность использования карт ALL Airlines, разработали квест. Участники должны были выполнить 7 заданий, например, совершить покупку по карте в любом супермаркете или оплатить счет в ресторане. Последнее задание было самое сложное — поехать в Сочи и совершить покупку минимум на 10 000 рублей. Тех, кто выполнил все задания успешно, ждал приз в один миллион рублей. В игре участвовали более 15 000 участников, из них 444 победителя, между которыми поделили приз, а также дополнительно начислили каждому победителю 5000 миль или 5000 бонусных баллов. Количество транзакций по картам увеличилось на 20%, среди участников почти на 40%. Участники кампании активно делились успехами в соцсетях.
С помощью Raidboss квесты можно запускать в Телеграме.
Пример №2. Сети супермаркетов увеличивает прибыль с помощью собственной мобильной игры
Сеть супермаркетов «Сильпо» запустила мобильную игру, быстро ставшей популярной. Ритейлер взял за основу проект команды Jutiful, специализирующейся на пазлах и ребусах. В приложении 60 уровней с головоломками с загадками. Первые уровни пользователи могут попробовать бесплатно. Чтобы пройти дальше, нужно сделать покупки в магазинах торговой сети или приобрести доступ за деньги. Такой способ геймификации после запуска приложения увеличил прибыль «Сильпо» на 48%. Кстати, сеть интересна тем, что любит оформлять супермаркеты в разных стилях: в космическом, киберпанк, цирк, вестерн или разные компьютерные игры.
Пример №3. Schlotzsky внедряет игры для повышения продаж и лояльности клиентов
Одна из известных сетей фастфуда в США – Schlotzsky тоже внедрила игровые элементы для повышения продаж. Компания специализируется на приготовлении бургеров, сэндвичей и пиццы. И чтобы успешно конкурировать с другими брендами, сеть ресторанов создала игру Original Stacking. С ее помощью пользователи на своих устройствах ловили падающие с неба ингредиенты, чтобы построить настоящий бургер. Это существенно увеличило продажи и средний чек. Затем владельцы пошли дальше и организовали еще одну игру Scratch, Match & Win. За покупку напитка участник получал код, который вводил в приложении, дальше он должен был «поцарапать» и сопоставить две иконки на экране. Если картинки совпадали, пользователь получал в подарок напиток или еду. Стратегия геймификации Schlotzsky привела к регистрации более 43 000 новых пользователей в программе лояльности.
Пример №4. Ping-Pong Fight Club: нестандартный подход к тимбилдингу от китайской компании
Одно время для сплочения команды работодатели использовали методы тимбилдинга. Но очень скоро они приелись. Вряд ли кто-то хочет в свой выходной ходить в горы с палатками или выполнять задания причудливых инструкторов. Одна китайская компания пошла по другому пути. Она совместила популярный в стране пинг-понг с фильмом «Бойцовский клуб». Матчи по настольному теннису проходили в мрачных локациях. Необычная обстановка и отсылка к фильму сделали турниры Ping-Pong Fight Club очень популярными. Они даже вышли далеко за пределы компании, которая использовала их для разрядки своих сотрудников.
Пример №5. Книжный магазин успешно геймифицирует покупки и чтение с помощью читательских достижений
Отличный пример геймификации предложил книжный интернет-магазин Буквоед. На главной странице стали размещать перечень самых активных читателей, который составлялся на основе достижений. Нужно было выполнять определенные задания: купить книгу, прочесть ее и поделиться мнением или написать отзыв на книгу определенного автора. Изюминкой магазина стала диаграмма на основе колеса баланса в аккаунтах пользователей. На ней выделены восемь основных направлений в жизни человека — семья, отношения, здоровье, финансы, духовность и так далее. Колесо з автоматически заполняется в зависимости от того, какие книги предпочитает пользователь. На основе такого читательского портрета сайт дает рекомендации по книгам.
Пример №6. «Умскул» использует геймификацию для повышения вовлеченности и продаж онлайн-курсов
Часто геймификация используется в сфере онлайн-образования. Этот бизнес в нашей стране набирает обороты. «Умскул», онлайн-школа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, создала интересную программу, позволяющую ученикам набирать баллы за выполненные задания. Чем быстрее ученик выполняет домашние задания, тем больше баллов получает. За счет этого сдаваемость домашних заданий до дедлайна увеличилась на 10-15 %. Когда у учеников каникулы в школе, они могут выполнить свои старые домашние задания на платформе. В это время им также начисляется повышенное количество баллов — сдаваемость домашних заданий возрастает в 2-2,5 раза. Все баллы суммируются и продвигают участника по системе достижений.
Пример №7. Мотивация изучения английского языка в приложении Duolingo с помощью геймификации
Одним из ярких примеров геймификации в бизнесе из ниши онлайн-образование является компания Duolingo. Она владеет одноименным приложением по изучению английского языка. Весь процесс обучения строится на постановке и достижении целей. Чем выше уровень ученика, тем больше у него возможностей получения новых модулей. Duolingo использует потребность людей в решении поставленных задач, чтобы мотивировать их на дальнейшее изучение материала. Владельцы приложения увеличивают прибыль, за счет платных подписок, которые с удовольствием покупают пользователи для достижения еще большего прогресса.
Пример №8. «Колеса желаний» для увеличения продаж ювелирных изделий
Необязательно пользоваться элементами геймификации постоянно. Интернет-магазин ювелирных изделий UVI Jewellery ежегодно в канун Нового года внедряет для пользователей сайта возможность раскручивания «Колеса желаний». Оно позволяет получить промокод на скидку на покупку украшения или бесплатную доставку. При этом у пользователя складывается впечатление, что он может выиграть куда более значимые призы. Во время акции приняли участие 3 800 пользователей, из них 181 пользователь совершил покупку впервые. Конверсия в покупку составила 4,76 %. На время проведения акции также увеличилось время, проведенное пользователями на сайте – с 6:40 до 7:29.
Пример №9. Starbucks использует геймификацию для повышения лояльности клиентов
Известная сеть кофеен Starbucks с помощью геймификации улучшает лояльность своих клиентов. Для этого разработана программа My Starbucks Rewards. За каждую покупку клиенты кофейни получают звезды. Их можно обменять на еду и напитки. В игре реализовано три уровня. Чем выше клиент продвинется по программе лояльности, тем больше возможностей у него открывается. По данным Zinrelo, за последние два года количество участников программы привилегий Starbucks выросло на четверть. Постоянные клиенты генерируют 40% дохода компании.
Пример №10. Autodesk использует геймификацию для стимулирования продаж
Отличным примером геймификации в компаниях является кейс ведущего разработчика программного обеспечения Autodesk. Для создания большей привлекательности своих продуктов производитель создал игровую модель, позволяющую пользователям открывать части неизведанной территории. Для этого требуется выполнять миссии. Они оцениваются баллами, трансформирующимися в игровую валюту. С ее помощью и происходит покупка территорий на специально разработанной карте. В результате игрофикации продажи выросли на 10%, а использование главного продукта Autodesk 3ds Max увеличилось на 40%.
Почему геймификация может не сработать?
Главной проблемой внедрения игровых механик в бизнес является их неправильное применение. Не стоит использовать элементы геймификации только потому, что это модно. Важно заранее понять, каких целей вы хотите добиться.
Другой причиной является слабая эффективность разработанной системы. Необходимо адаптировать программу под конкретный бизнес, учесть его нюансы и составить портрет целевой аудитории. Вряд ли компании по продаже аппаратов для измерения давления следует разрабатывать компьютерную игру, проходя уровни которой, клиентам получат скидки. Все-таки 99% покупателей тонометров не станут пользоваться таким инструментом геймификации.
Если вы решили использовать игровые механики в бизнесе, то заранее должны понять потребности своей аудитории. Можно провести фокус-группу или опрос. Это поможет при небольшом бюджете осознать, будет ли геймификация полезна для вашего бизнеса.
Если у вас в компании есть процессы, которые вы хотите геймифицировать, оставьте свою заявку здесь. Предложим варианты.
❓В нашем блоге читайте примеры внедрения геймификации в бизнес-процессы. А если хотите понять, как сделать классную геймификацию в вашей компании, подпишитесь на наш Телеграм.
Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.
❓В нашем блоге читайте примеры внедрения геймификации в бизнес-процессы. А если хотите понять, как сделать классную геймификацию в вашей компании, подпишитесь на наш Телеграм.
Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.