Raidboss — Блог о повышении вовлеченности персонала

Геймификация в маркетинге: кому и зачем нужна

Многие компании успели столкнуться с эффектом баннерной слепоты, когда пользователи не замечают рекламу на сайтах и в соцсетях. И статистика это подтверждает — согласно исследованиям, 86% посетителей сайтов обычно не помнят, был ли на странице рекламный баннер.
Поэтому брендам приходится придумывать новые способы рассказывать о своих продуктах. И один из них — использование геймификации.
Геймификация в маркетинге — это применение элементов игр в маркетинговых коммуникациях. Это могут быть розыгрыши, соревнования, квизы, конкурсы или викторины, где клиент может заработать баллы и обменять их на скидки, продукты и услуги компании и ее партнеров.
Сейчас инструменты геймификации используют почти во всех сферах бизнеса: для продвижения интернет-магазинов, образовательных курсов, ресторанов, салонов красоты и даже банков. У игрофикации нет ограничений по использованию, поэтому ее можно применять и в B2C, и B2B сферах.
Почему геймификация в продажах стала такой популярной?
Во-первых, люди получают удовольствие от выигрыша и призов. Нам бывает приятно попасть в красочный виртуальный мир с понятными правилами и получить сверхспособности. Особенно, когда там можно получить вполне реальные бонусы и скидки. А еще во время игры мы на время теряем сопротивление и ограничивающие установки.
Во-вторых, меняется поколение потребителей. Бумеры и миллениалы успели застать мир без телефонов и компьютеров, хотя даже они не прочь поиграть во что-то в свободное время. А вот зумеры с пеленок росли с планшетами. Для них игра — обычный способ взаимодействия с миром. И они охотнее пойдут к тем брендам, которые общаются с ними на одном языке.
А теперь давайте детально разберем, какие именно показатели может улучшить геймификация.

Зачем маркетингу геймификация?

Как мы писали выше, старые методы в рекламе перестают работать, и компании стали искать что-то более эффективное. И сейчас геймификация — один из способов привлечь внимание целевой аудитории и повысить ее вовлеченность.
В маркетинге и продажах средства геймификации бренда помогают достичь главных целей:
  • Привлечь внимание к бренду и сделать его узнаваемым. Игры в рекламе часто становятся вирусными и без дополнительных вложений собирают нужную целевую аудиторию.
  • Усилить лидогенерацию. Технологии геймификации намного заметнее обычной рекламы, за счет чего собирают больше лидов и мотивируют оставить свои контакты, зарегистрироваться, подписаться на рассылку или совершить другое целевое действие.
  • Удержать клиентов. Из-за азарта клиенты часто продолжают пользоваться одним и тем же сервисом, если за покупки они получают бонусы с привилегиями и повышают свой статус в программе лояльности.
  • Повысить лояльность. Когда компания вызывает сильные эмоции и создает положительный пользовательский опыт, клиент постепенно привязывается и продолжает покупать у нее, даже когда на рынке есть много других выгодных предложений.
  • Сделать рекламу ненавязчивой. Геймификация помогает рассказать о себе нативно, не вызывая отторжения пользователей.

Как запустить геймификацию?

Чтобы геймификация приносила результаты, нужно учитывать несколько главных принципов.
Главный из них — это цель. Определитесь, какое именно целевое действие вы хотите получить от пользователей. Для продуктового магазина это может быть покупка недорогих товаров ежедневного пользования, для онлайн-школы — пройти до конца курс английского, для банка — совершить как можно больше покупок с карты, открыть сберегательный счет или купить первую ценную бумагу. Для каждого из этих действий используют свои игровые механики.
Второе — ваша целевая аудитория. Сколько им лет, чем они занимаются, где и как проводят бОльшую часть дня, какими гаджетами пользуются и как часто, какие игры им ближе всего? Ответы на эти вопросы помогут подобрать игру, которая будет интересна клиентам.
Третье — выбор формата игры. Здесь отталкивайтесь от целевой аудитории и желаемого действия. Например, для недорогих товаров общего пользования подойдут простые и быстрые форматы типа лотерей, розыгрышей. Для дорогих покупок и долгосрочных действий вроде образования или инвестирования — образовательные квесты и игры со сложным сюжетом с системой накопления баллов и лидербордами. Чем проще целевое действие, тем проще должен быть формат. Здесь же пропишите сценарий игры и мотивацию пользователя в ней участвовать.
Затем пропишите техническую часть. Какое ПО нужно будет для запуска геймификации, какие специалисты понадобятся для реализации, сколько времени это займет и какую прибыль принесет.
И, самое главное — цифры. Сделайте прогноз, насколько изменится конверсия, уровень вовлеченности и лояльности, ROI и другие важные для вас показатели. Это поможет скорректировать формат и игровые механики, чтобы получить нужный вам результат и не слить бюджет зря.
После того как все будет готово, протестируйте игру на небольшой группе целевых пользователей. Соберите обратную связь, улучшите механики и выходите на рынок с качественной игрой.
Как мотивировать команду на достижение бизнес-целей? Обратите внимание на этот метод

Внедрение игровых механик

Для каждого случая средства геймификации подбираются индивидуально, но есть стандартные механики, которые позволяют удержать пользователей в большинстве случаев.
  • Вознаграждения: очки, награды, валюта и пр. Работают лучше всего в геймификации, так как создают положительный опыт и лояльность к определенной компании. В маркетинге бонусы можно дарить за каждую покупку или за определенные действия.
  • Вовлечение. Чтобы удержать клиента в игре как можно дольше, ему нужна цель и выгода. Например, чем больше покупок он делает и больше баллов получает, тем дешевле ему обходятся все последующие покупки.
  • Статус. Обычно в игре участники развивают своих персонажей, собирая как можно больше навыков и привилегий. В продажах мы можем увидеть переход от бронзовых до платиновых бонусных карт в зависимости от суммы покупок. В образовании — идем от уровня новичка до гения.
  • Элемент состязания. Игра становится интереснее, когда есть соперники. Лидерборды мотивируют людей доказать, что именно они лучше остальных и получить заветную победу. Такие приемы часто используют в фитнес-клубах и онлайн-школах, где большинство клиентов — это активные и целеустремленные люди, которые любят соревнования.
  • Карта игры. Здесь реализуется один из важных игровых элементов — предсказуемые правила. Участнику важно знать, что его ждет на разных уровнях, какие награды он сможет получить и как нужно играть, чтобы достичь успеха. Обычно карту показывают на самых первых экранах в рекламных кампаниях, чтобы привлечь как можно больше пользователей.

Примеры геймификации в маркетинге

Яндекс Плюс

В 2022 году Яндекс Плюс — платформа единой подписки на все сервисы Яндекса — выпустил мобильную игру «Плюс Сити», где пользователи строят диджитал-город и получают за это реальные баллы Плюса. Игроки могут создать собственную вселенную с героями и объектами, вдохновленными известными фильмами и сериалами. Также в игре есть квесты и мини-челленджи, во время которых пользователю рассказывают о сервисах подписки Яндекса. А заработать дополнительные баллы можно смотря фильмы, слушая музыку и оформляя заказы в Яндекс Маркете. Сыграть в игру может любой человек, но потратить баллы на реальные покупки смогут только подписчики Плюса.
Такая игра вдохновила многих не только на построение городов, но и на подписку — за несколько месяцев количество пользователей Плюса выросло на 53%, а выручка на 81%.

Тинькофф инвестиции

«Тинькофф Инвестиции» от Тинькофф Банка запустили чат-бот по мотивам биографии известного инвестора Уоррена Баффета. Во время квиза участнику присылают факты об инвестиционных сделках Баффета. Игрок должен принять собственное решение и переиграть Уоррена, став лучшим инвестором.
В этом кейсе организаторы сыграли на чувстве азарта — чем больше правильных решений принимаешь, тем больше хочется выйти на реальную биржу купить реальные акции.

Читай-город

Сеть книжных магазинов «Читай-город» устроила легкую геймификацию в честь Дня Святого Валентина. Участники могли зайти на сайт, выбрать любимого писателя и вид встречи — с романтическим партнером или друзьями — и получить карточку с идеей для праздника. Например, провести костюмированную вечеринку или устроить вечер вопросов, чтобы узнать друг друга лучше.
А в качестве бонуса каждый получал скидки в Читай-городе и магазинах-партнерах.

Кинопоиск

В 2023 году Кинопоиск совместно с Тинькофф и Яндекс запустили спецпроект в честь объявления лауреатов «Оскара». Участникам предложили отгадать, кто из актеров получит награду и в какой номинации и отправить ответ до объявления победителей.
Каждый мог выбрать фаворита в каждой из 23 номинаций. Чем больше участников угадывал игрок, тем больше шансов у него было попасть в топ-100 призовых мест и получить подарки — свитшот от Кинопоиска и год бесплатной подписки на «Плюс Мульти с Амедиатекой».
Кстати, в 2024 году конкурс продолжается и сейчас еще можно поучаствовать. Ответы принимаются до до 01:30 11 марта (Мск).

СберСпасибо

СберСпасибо создал виртуальную игру Спасибомания-3, где участники совершают броски и ходят по ячейкам виртуальной карты, собирая и бонусы Спасибо, скидки от партнеров и другие призы.
Каждый день игроку дается 3 бесплатных броска. Остальные броски можно получить, тратя баллы Спасибо, выполняя задания, выигрывая их во время ходов или сыграв в мини-игру «Полет к гиперброскам».
Всего в игре приняли участие более 3 млн человек, из них 200 000 пришли в первую неделю игры.

Как избежать ошибок при внедрении геймификации?

Сама по себе геймификация — это отличный инструмент для маркетинга, но не всем и не всегда он может подойти. Мы не знаем, какая именно ситуация именно у вас, но точно не советуем делать следующее:
  1. Внедрять геймификацию просто ради хайпа. Если за вашими действиями не стоит четких целей, стратегии и понимания, зачем вам это нужно, то в ответ вы, скорее всего, тоже ничего не получите. Даже если волна хайпа вас и захлестнет, то также быстро она вас и покинет, забрав приличную часть бюджета без нужного результата.
  2. Поверхностно изучать целевую аудиторию. В играх есть общие механики, которые срабатывают на большинстве участников, но стоит учитывать нюансы их образа жизни, мощности их смартфонов или компьютеров и другие важные моменты.
Не просчитывать заранее бюджет для геймификации проекта. Бывает, что компания строит большие планы на геймификацию, но недостаточно реалистично планирует бюджет для ее реализации. И в итоге мы получаем недоработанную игру, из которой отваливается половина пользователей.

✅ Raidboss — платформа для геймификации рабочих процессов, которая помогает повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников. Готовы внедрить геймификацию у себя? Запишитесь на бесплатную консультацию.

Начать внедрение геймификации можно с Телеграма — мы разработали бота RaidBossBot, который поддерживает различные игровые механики. Для обмена опытом, идеями или если у вас возникли вопросы, заходите в сообщество Raidboss.

Узнать больше про геймификацию бизнеса можно в нашем Телеграм-канале — подписывайтесь и превращайте рутину в интересную игру 🎮
Маркетинг Мотивация