Raidboss — Блог о повышении вовлеченности персонала

Геймификация в образовании: что это и как применять

2024-06-13 14:37
Геймификацию успешно применяют не только для стимулирования работы, но и для обучения сотрудников. В статье расскажем, чем отличается геймификация профессионального и школьного обучения, почему именно этот метод работает и на детях, и на взрослых, рассмотрим кейсы компаний, которые применяют методику и расскажем, как внедрить образовательную геймификацию.

Что такое геймификация образовательного процесса

Помните, как в школе и университете вы выполняли задания на оценку, собирали грамоты и соревновались в олимпиадах? А когда в учебных заведениях появились компьютеры, учителя стали объяснять темы уроков по интерактивным презентациям. Вместе с этим у учеников появилась возможность делать совместные творческие проекты.
Все эти примеры объединяет одно — игровые элементы, с помощью которых методисты и преподаватели подают информацию или проверяют знания учеников. Сейчас это называется геймификацией обучения.
Метод не новый, просто термина не существовало, когда мы складывали пирамидки и учились считать на палочках. С того момента прогресс шагнул вперёд, и люди с малого возраста стали проводить больше времени в компьютерных и мобильных играх. Для того, чтобы вовлечь и заинтересовать обучающися, теперь нужно применять средства, близкие по смыслам к современной культуре.
Новейшие технологии позволяют применять для этой цели ряд инструментов:
  • Обучающие онлайн- и офлайн- игры.
  • Квизы с интерактивными элементами — кликабельными вариантами ответа, мультимедиа-материалы (фото, видео, анимация, доски для рисования и записи).
  • Атрибуты, ассоциирующиеся с компьютерными играми: рейтинговые таблицы, бейджи, достижения, внутриигровая валюта, квесты-задания, система уровней (левелов), разделение участников на кланы или гильдии, репутация или карма, возможность проголосовать за лучшего игрока.
Применение этих элементов игрового обучения ограничено лишь возможностями платформы, на которой оно проходит.

Где применяют геймификацию обучения

Вообще инструменты и методы геймификации применимы и в онлайне, и в офлайне. Но большую часть времени мы проводим за обучением, работой и общением в интернете, сосредоточимся на возможностях интерактивной учёбы в сети.
Онлайн-школы. Взрослые студенты обучаются на курсах в свободное от работы и быта время. У них в голове множество других забот, значит уроки должны быть максимально ёмкие, увлекательные и понятные. Частая практика в таких случаях — домашние задания с проверкой наставников и система рейтинга. Для тех, кто хочет углубиться в образовательный процесс, есть более продвинутые курсы с разделением на команды, созданием и защитой группового/индивидуального проекта. А если вы обучаетесь новой профессии, то многие учреждения привлекают реальных заказчиков из бизнес-среды для прикладного обучения и отработки реальных кейсов в портфолио обучающимся. Если речь идёт об онлайн-курсах иностранных языков, то у них есть отдельные образовательные платформы на сайтах и в приложениях. В них уже предусмотрены механики, помогающие закрепить правила грамматики и расширить словарный запас. Например, игра в карточки «на запоминание»: на одной группе карточек написаны слова на иностранном языке, на другой — картинки, иллюстрирующие эти слова. Чтобы выиграть, нужно соединить карточки по парам. Вишенка на торте — запоминающиеся герои-маскоты. Яркий представитель — мемная зелёная сова из Дуолинго, из-за которой пользователи по всему миру боятся запороть стрейки.
Академическое образование (школы, колледжи, университеты). В период ковида возможности дистанционного обучения оказались как никогда кстати. Современные платформы позволяют организовывать созвоны с онлайн-квизами или создавать доски, на которых можно рисовать фигуры, писать заметки и передвигать элементы в режиме реального времени.
Корпоративное обучение. Оно нужно в нескольких случаях: онбординг или вводное обучение для новичков, повышение квалификации или смена специальности. В этот список можно добавить профессиональные или психологические тренинги, интенсивы по узким темам — например, документооборот или техника безопасности. Также есть профессии, в которых без постоянного обучения невозможно: например, юристы постоянно обучаются и повышают квалификацию. Им это необходимо, чтобы быть в курсе последних изменений законодательства. Особенность тренингов для взрослых людей в том, что простые решения, для которых не нужно осваивать функции новых площадок, работают лучше всего. В этом случае отлично подходит геймификация в обучении с помощью чат-ботов в Телеграм, на которых мы специализируемся. С их помощью менторы могут собирать учеников в отдельные чаты, давать задания и скидывать методические материалы, проводить опросы и награждать внутренней валютой самых активных участников. А самое главное — большинство команд и без этого общается через телеграм, поэтому игра не помешает обсуждению других рабочих задач.

Особенности геймификации в обучении сотрудников

Обучение в детстве и во взрослом возрасте похожи по сути, но задачи у них разные. Поэтому и технология геймификации в обучении для рабочих задач имеет несколько отличительных особенностей. Рассмотрим их подробнее.

Цель

Геймификация для детей используется для более наглядной передачи знаний и развития базовых навыков. При этом ни школы, ни университеты не получают выгоду от самих обучающихся помимо оплаты за семестр: они процветают за счёт новых абитуриентов и квот от государства. Задача учёбных заведений состоит в том, чтобы поддерживать успеваемость и посещаемость, довести учеников до экзаменов и помочь их сдать. При этом от оценок мало что зависит: троечник может преуспеть в жизни, а может застрять на низкооплачиваемой работе. Равно как и отличник может стать руководителем большой фирмы или никак не двигаться по карьерной лестнице.
Геймификация в обучении сотрудников обычно направлена на то, чтобы повысить мотивацию к развитию навыков. Во взрослом мире, у людей много других забот и обязанностей помимо работы. Поэтому на изучение чего-либо порой не остаётся ни сил, ни времени. Но когда человек понимает, что за выполнение учебных задач его ждёт приятный бонус, появляется больше желания расти.
В конечном итоге тренинги для персонала нужны для увеличения прибыли компании. Например, если аналитик научится хорошо составлять отчёты и делать по ним выводы, он даст правильный финансовый прогноз на следующий квартал. А значит, и бюджет будет грамотно распределён. А если разработчик разберется в правилах синтаксиса языка программирования, он оставит меньше багов в коде. Тем самым он сократит сроки разработки приложения и быстрее сдаст материал для проекта. То есть, от грамотности каждого члена команды зависит успех компании в целом.

Уровень сложности

Очевидно, что задания для подростков, студентов и взрослых людей будут отличаться по сложности. Для учеников помладше задачи будут связаны со школьной программой. Геймификация в обучении взрослых включает усложнённые задания более узкого профиля, связанные только с профессией.

Награды

У детей и взрослых мотивация разная, как и уровень ответственности. Если ребёнку будет достаточно сладкого угощения за проделанную работу, то людей постарше больше обрадуют большее практичные призы. Например, денежная премия, оплаченное профессиональное обучение, скидки на интересный досуг, корпоративный мерч или оплачиваемый выходной без рабочих чатов (даже если тегают).

Продолжительность

У академического образования есть конечная точка — экзамены и выпуск из учебного заведения. А дальше выпускники становятся стажёрами компании и могут обучаться и переобучаться бесконечно.
Российский сервис Работа.ру провел исследование и выяснил: 23% опрошенных из 5000 человек меняли карьерный путь несколько раз за последние 5 лет. А 21% респондент менял квалификацию хотя бы раз за тот же период времени. Можно сделать вывод, что точечные тренинги, онбординги и курсы повышения квалификации ещё нескоро потеряют востребованность.
К тому же некоторые члены команды могут менять карьерную ветку внутри компании, не уходя в свободное плавание. Допустим, тимлид дизайнеров захотел стать проджект-менеджером. Ему не нужно заново изучать продукты, которые разрабатывает бренд, достаточно получить ряд новых навыков. Чтобы сделать переход в новую должность легким и быстрым, необходимо собрать материалы для изучения и найти наставника в виде более опытного сотрудника.
Чтобы узнать больше об эффективном использовании геймификации в бизнесе, присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу, где мы регулярно публикуем интересные кейсы и полезные советы.

Преимущества геймификации образования

Помимо того, что игровая форма воспринимается коллективом более неформально и дружелюбно, у метода есть ещё несколько явных плюсов.

Мотивация

Геймификация в процессе обучения может повысить мотивацию сотрудников за счет большей увлекательности и интерактивности. Работники могут получать награды за выполнение заданий или достижение целей, что стимулирует их продолжать обучение. Например, лид отдела маркетинга может поставить задачу — прочитать книгу «Пиши, сокращай» и пройти тест по её содержанию. Участники — сотрудники отдела — могут взять это испытание, изучить теорию и проверить свои знания. Игроки, которые справились с заданием быстрее всех и продемонстрировали лучшие результаты по тесту, получат вознаграждение в виде внутренней валюты компании.

Лучшее усвоение материала

Любой методический материал легче усвоить, если он будет подан в лёгкой непринуждённом форме и в кратком формате. Здесь помогут принципы микролёрнинга или микрообучения. То есть онбординг с обучалкой по использованию рабочих программ лучше воспринимается в виде серии коротких видео, письменных инструкций без воды, чек-листами или FAQ — часто задаваемыми вопросами.
Чтобы происходящее воспринималось легче и увлекательнее, попробуйте поделить процесс «учёбы» на этапы. Объедините их в квест, своего рода дорожную карту для «новобранца». Прохождение одного этапа даёт небольшой бонус в виде очков, кристаллов или сердечек, которые впоследствие можно обменять на призы. Для наглядности можно добавить шкалу прогресса, по которой понятно, сколько еще заданий нужно выполнить до получения ачивки.
Применение геймификации в образовательном процессе помогает сфокусировать внимание новичка на важном, не даёт ему потеряться в море новых данных и позволяет быстро найти ответ на свой вопрос. Такая практика значительно сэкономит время (и нервные клетки) тех, кому доверили процесс адаптации нового члена команды.

Развитие командной работы

Геймификация также способствует развитию командной работы среди сотрудников. Они могут работать вместе над выполнением задач или участвовать в соревнованиях, что помогает им лучше понимать друг друга и улучшать коммуникацию внутри команды.

Как внедрить геймификацию в образование?

Есть два варианта — геймификация на базе внутренних ресурсов компании и привлечение сторонних ресурсов. Посмотрим на плюсы и минусы.

Внутренние платформы: плюсы и минусы

  • Полная кастомизация под потребности и технические возможности компании
  • Решение подойдёт если компания большая и оперирует большим количеством данных под NDA (информация о контрагентах и всё, что считается коммерческой тайной). Удобство в том, что не нужно делиться секретной информацией со сторонними разработчиками и тем более можно не бояться утечки данных
  • Долгая разработка, часто ещё и нецелесообразная, так как отнимает ресурсы, которые можно потратить на другие задачи
  • Платформу нужно постоянно поддерживать в жизнеспособном состоянии, а это дополнительная нагрузка на сотрудников (поверьте, они не будут этому рады)

Внешние платформы: плюсы и минусы

  • Готовые шаблоны и блоки под любую функцию: квизы можно легко редактировать, добавлять мультимедиа-файлы и переделывать скрипты по необходимости
  • Геймификация, внедрённая в корпоративные мессенджеры — low-code-решение, простое и понятное даже для тех сотрудников, кто с технологиями на «вы».
  • Не гибкое решение: функции, доступные в геймификации, ограничены возможностями платформы
Специалисты Русской Школы Управления (РШУ) и рекрутинговой компании Get Experts опросили представителей разных отраслей бизнеса о том, сколько они планируют потратить на обучение персонала разных уровней. На 2024 год результат такой:
  • Топ-менеджеры — 30 000–50 000 руб. (27% опрошенных)
  • Руководители — 30 000–50 000 руб. (30%)
  • Линейные сотрудники — 10 000–30 000 руб. (43%)
Такая позиция связана с тем, что качественное корпоративное образование даёт результаты в виде высоких показателей и хорошей производительности. Дальше рассмотрим кейсы компаний, которые решили использовать геймификацию на базе внутренних и внешних платформ.

Примеры геймификации в обучении сотрудников на внутренних платформах

Банк Хоум Кредит

Один из ярких примеров геймификации обучения персонала — кейс банка Хоум Кредит с их онлайн MMORPG-игрой «Game of Homes». Идея сюжета, как понятно по названию, взята из известного сериала «Игра престолов» и адаптирована под структуру и задачи компании. Решение было реализовано для двух платформ — ПК и мобильных устройств.
По легенде, Королевство Банк Хоум кредит делится на дома (дирекции), а дома — на роды (региональные центры, дополнительные офисы и прочие филиалы). Герои онлайн-саги борются против абстрактного противника – Зимы и её подданных ходоков, находящихся за стеной. Чтобы давать им отпор, жители Королевства (сотрудники банка) должны участвовать в сражении на арене (проходить блиц-опросы по предусмотренным учебным материалам). Игроки, которые проваливают опросы, превращается в «одичалых» и переходят за стену.
За успешное выполнение рабочих задач (квестов) пользователи получают монеты и «драконье стекло». Эти единицы валюты можно тратить на игровые артефакты, помогающие проходить опросы.
В игровой механике присутствуют нейтральные силы – «призраки». Это потенциальные или неактивные на данный момент клиенты банка, которых нужно привлечь.
Итог кампании:
• 4,85/5 средняя оценка удовлетворенности игрой.
• 23677 человек прошли через игру
• 91877 боёв проведено на арене
• 68% продавцов и 38% остальных сотрудников банка были вовлечены в Game of Homes
• Производительность продаж игроков Game of Homes на 30% выше, чем у тех, кто не играл в неё.

Альфа-Банк

Ещё один пример одновременной стимуляции продаж и корпоративного обучения. В ответ на снижение продаж и активности в повышении квалификации, компания заказала разработку многопользовательской онлайн-игры «Мир малого бизнеса».
Игра предусматривает постоянное поддержание пяти ключевых характеристик героев — сотрудников:
  1. Здоровье: интегральные показатели продаж за месяц
  2. Защита: показатель обученности, который зависит от прохождения всех курсов и тренингов
  3. Атака: уровень зависит от реальных продаж ключевых продуктов банка за прошедшую неделю.
  4. Энергия: постоянный показатель, который ни от чего не зависит. Единицы энергии тратятся на игровые действия и восстанавливаются ежедневно
  5. Мана: комплаенс (уровень совпадения по нормам и требованиям компании)
Как и в предыдущем кейсе, здесь есть возможности для взаимодействия с игровым миром и с другими пользователями. Боевая система также построена на проверке знаний и прокачке показателей.
Внутренняя валюта — дублоны. Она выступает в качестве вознаграждения, и игрок с самым большим количеством дублонов становится лидером в рейтинговой системе.
Итоги:
  • Интегральные показатели продаж игроков, оказались на 30% выше, чем у «не игроков»
  • Показатель обученности пользователей вырос на 37%
  • Игра необязательная, но всё еще привлекает новых участников: около 1000 игроков в первый год, сейчас — более 3000.

Геймификация сотрудников с привлечением сторонних ресурсов

Terra Pro

Terra Pro — крупная сеть из 30+ магазинов мужской и женской одежды в Узбекистане и Казахстане. До того как компания решила обучать сотрудников с помощью геймификации, этим занимались управляющие торговой точкой.
Обучение это длилось долго — 3–14 дней. Естественно, от этого страдали другие операционные процессы, что приводило к просадке в выручке. При этом аттестоваться могло сразу несколько человек, а значит, на проверку знаний могли уходить часы.
Отличный вариант в таком случае — LMS-платформа, в которой можно собрать и систематизировать базу знаний для новичков. Это сайт или приложение, в котором пользователям предлагается проходить квизы (отвечать на вопросы с выбором из нескольких вариантов ответа).
В результате управляющих удалось разгрузить: сейчас за обучение «новобранцев» отвечают 2 менеджера — один работает непосредственно с платформой, другой собирает учебные материалы от кураторов магазинов.
Итог: компании удалось сократить срок обучения в два раза — с 3–14 до 3–7 дней. На практике оказалось, что обычно хватает и трёх, но остальные 4 — резервные, на случай форс-мажоров.

Мегахенд

Мегахенд — сеть магазинов одежды и обуви формата «секонд-хенд». Как и в предыдущем кейсе, у компании был беспорядочный принцип передачи знаний сотрудникам. Корпоративный тренер передавал информацию управляющим, а управляющие — обучающимся. Естественно, по дороге от одного человека к другому часть знаний терялась, а часть искажалась по принципу «сломанного телефона».
Компания приняла решение воспользоваться сторонней платформой для обучения персонала для того, чтобы решить ряд задач:
  • сократить затраты на командировки для тренера,
  • привести обучение к единому стандарту,
  • зафиксировать всю информацию так, чтобы она не терялась.
Итог: сейчас обучением сотрудников занимаются только 2 человека: тренер, который составляет учебные материалы, и менеджер, который занимается отчётами и рассылками. За год использования этой практики личные продажи сотрудников выросли с 28% до 43%.

Этапы внедрения геймификации в онлайн-обучение сотрудников

Успешное внедрение геймификации требует тщательного планирования и поэтапного подхода. Но на деле всё не так сложно, как кажется. Рассказываем о процессе интеграции поэтапно.

Шаг 1. «Оно нам нужно? А для чего?»

Если бы с этого вопроса начиналась каждая инициатива, любая рабочая среда стала бы приятнее. Тем не менее, подумайте, для каких целей и задач вам нужна геймификация в обучении персонала: расслабленный онбординг, прокачка софт- или хард-скиллов сотрудников, короткие тренинги, повышение квалификации.
Например, вы юридическая компания, которая специализируется на делах по недвижимости. Поэтому членам команды необходимо держать руку на пульсе и следить за переменами в законодательстве. Или же у вас в штате есть отдел продаж, которым нужно периодически проводить обучающие сессии по продажам и общению с клиентами.

Шаг 2. Выбор платформы

Мы уже рассказали о типах платформ, их плюсах и минусах. Спойлер: внешние платформы дешевле и удобнее за счёт того, что интеграция геймификации пройдёт быстрее и проще. А если игра будет проходить в мессенджере, то сотрудникам не придется тратить время на изучение новой платформы и её интерфейса. Достаточно открыть Телеграм или Битрикс, ознакомиться с задачей и начать её выполнять.

Шаг 3. Разработка контента для курса

Продумайте о том, какой контент лучше всего поможет донести информацию. Он должен быть интересным, полезным и легко усваиваемым. Самые популярные форматы: видео, короткие тексты-карточки, квизы с выбором одного или нескольких вариантов ответа, доски с интерактивными элементами (наподобие Miro).
Теоретические данные должны быть написаны простыми словами, если это возможно. Также рекомендуем подкреплять информацию графикой: картинками, фото, анимацией, инфографикой. Вспомните школьные презентации: интересно смотреть доклады с наглядными изображениями и схемами, но не слайды с полотнами текста.

Шаг 4. Создайте систему мотивации

Продумайте, что считается успешным выполнением задачи и что нужно сделать для перехода на следующий уровень. Также следует использовать различные методы стимулирования: баллы, которые можно обменять на награды, и рейтинговую таблицу. В качестве корпоративного вознаграждения может быть что угодно: свитшот с логотипом компании, денежная премия, серификат на покупки в Ozon или пицца в партнёрском кафе.

Шаг 5. Протестируйте и соберите обратную связь

Соберите фокус-группу, на которой можно проверить работоспособность системы. Попросите оценить несколько основных моментов:
  • Насколько понятны и актуальны учебные материалы?
  • Удобна ли платформа и её механика?
  • Интересен ли сам процесс обучения?
Возможно, коллеги встретят новую систему без энтузиазма или могут пропустить приглашения на почте. Чтобы этого избежать, оповестите членов команды о новом способе обучения на планёрке или общем созвоне. Для ускорения набора игроков предложите вэлком-бонус в виде игровой валюты.
Геймификация в обучении взрослых прочно зарекомендовала себя как инструмент развития талантливых кадров. К этому методу прибегают даже большие корпорации, которые хотят скорее обучить стажеров и помочь им адаптироваться. А с современной тенденцией к смене карьерного пути курсы переквалификации и повышения квалификации сохранят свою актуальность на рынке образовательных продуктов.

✅ Raidboss — платформа для геймификации рабочих процессов, которая помогает повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников. Готовы внедрить геймификацию у себя? Запишитесь на бесплатную консультацию.

Если хотите узнать больше о том, как эффективно применять геймификацию в бизнесе, заходите в наш Телеграм-канал— там мы регулярно делимся интересными кейсами и полезными советами.
Обучение